→ Главная → Проза → Сказки → Ссылки |
«При свете утренней звезды»(о Н. А. Заболоцком)Николай Алексеевич Заболоцкий, выдающийся русский поэт ХХ века, оставил нам небольшое по объему художественное наследие. То, что сам поэт считал достойным публикации, составляет один том. Но точно так же, как о его великом предшественнике, Ф.И.Тютчеве, оставившем одну книгу лирики, так и о книге Заболоцкого, можно сказать словами Фета – “она томов премногих тяжелей”. На долю Николая Заболоцкого (1903-1958) выпал жизненный путь, чреватый тяжкими катаклизмами. Едва утвердившись на литератур-ном поприще как поэт чарующего таланта, Заболоцкий, оклеветанный людьми, сломленными пытками, был брошен в костоломный ГУЛАГ. Здесь на долгие годы он должен был забыть о своем призвании и, что особенно страшно, непоправимо подорвал здоровье. Жизнь и творчество Николая Заболоцкого – феномен, являющий нам пример победы творческого духа над крайне неблагоприятными и даже враждебными обстоятельствами. Но они, как это ни парадоксально, сыграли и созидательную роль, позволив поэту увидеть мир в такой неизмеримой умом и чувствами глубине, которая подвластна лишь поэту-пророку. И ему теперь гласом божьим велено было “глаголом жечь сердца людей”. Помимо лирики и поэм, перу Заболоцкого принадлежит стихотворное переложение “Слова о полку Игореве”. Д.С.Лихачев высоко оценил труд поэта, назвав его лучшим из имеющихся на то время переводов и переложений. Имя Заболоцкого прославили и многочисленные переводы, наиболее значительными из которых являются поэма Шота Руставели “Витязь в тигровой шкуре”, лирика Д.Гурамишвили, Г.Орбелиани и многих других грузинских поэтов. И все же драгоценнейшей частью его творческого наследия является лирика. Всякого, кто знаком с поэзией Заболоцкого, не может не удивить соседство в ней двух полярных начал – буйства абсурдистской поэтики раннего творчества – это был период активного участия поэта в литературной группе обериутов (Объединение реального искусства) – и гармонической точности произведений более позднего периода. Думается, что названный диссонанс - результат не стечения каких-либо случайных обстоятельств, но проявление коренных закономерностей творческого мышления поэта. Книга “Столбцы” (1929) Заболоцкого и сопутствующие ей многие произведения 20-30-х годов явились адекватной эстетической реакцией на состояние хаоса и абсурда времени опустошительных войн, ломки вековых устоев жизни, судорожных попыток создать новые формы социального и духовного бытия. В то же время гротескно-фантастическая образность “Столбцов” открывала путь к глубокому художественному познанию темных сторон жизни, в которой все, даже самое простое и обыденное, принимало формы, шокирующие привычное сознание. Ясность, определенность, лад здесь уступают место бреду, абсурду, фантасмагории, небывальщине, колеблющим представление о должном. Поэт отважно входит в этот мир нелепостей, но совсем не для того, чтобы любоваться им, а для нащупывания путей преодоления хаоса мира, в котором футболист может спать без головы, а бесчисленные Ивановы отправляться на службу в своих штанах и башмаках. Талант Заболоцкого с наибольшей полнотой проявился в жанре философской лирики. Н.Степанов, лично знавший Заболоцкого, полагает, что его кумирами в литературе были Пушкин, Тютчев, Баратынский, Достоевский, Чехов, в живописи – Брейгель, в музыке – Бетховен. (1) Сила Заболоцкого, поэта-философа, в создании им целостного художественного представления о природе, мироздании и кровной связи с ними человека. “Я не знаю в нашей поэзии другого поэта, - пишет В.Каверин, - который с такой проникновенной задумчивостью остановился бы перед самым понятием природы, перед теми сложными, подчас поразительными отношениями, которые возникают между нею и человеком”. (2) Оригинальность художественного видения Заболоцкого в том, что поэт, споря со многими предшественниками и современниками по литературному цеху, не находит в природе гармонии: Не слышит сердце правильных созвучий, // Душа не чует стройных голосов. В мире природы, по убеждению поэта, царит дикая свобода, где от добра неотделимо зло. (3) В поэме “Лодейников” (1939-1947) Заболоцкий преисполняется мужеством подлинного творца, видя в природе потенции жестокого ада. Уподобившись вечной давильне, природа бестрепетно соединяет смерть и бытие в один трагический клубок, оттачивая кровавое искусство жить (2,32). А вот человеческий разум призван проложить пути не к усугублению природного хаоса, а к ее гармоническому переустройству. В его художественном представлении, подкрепленном литературной традицией, природа одушевлена и поэтому поэт вполне может представить, что … Снится ей блестящий вал турбины,
Значение и величие человеческой жизни Заболоцкий видит в слиянии ее с природой. Это не пассивное слияние, ведь человек не просто детище природы, он мысль ее, он зыбкий ум ее (1,195). В стихотворении “Вчера о смерти размышляя”, созданном в 1936 году, Заболоцкий говорит не столько о трагизме смерти, сколько о человеческом бессмертии. Мысль поэта, как бы прорывая необъятность пространства и времени, ощущает явь этого бессмертия:
Глубокая мысль составляет тематическое ядро большинства произведений Заболоцкого, но, конечно, значение поэта определяется не только богатой содержательностью, но, в первую очередь, мощью и оригинальностью способов художественного воплощения. Мыслитель и художник в Заболоцком счастливо уравновешены. Особенности поэтического видения мира поэта определяются подспудной целью – “дать сознанию удивиться”. Отсюда впечатляющая экспрессия, напряженная эмоциональность и, в особенности, - смелость, доходящая до лирической дерзости образности. Вот примечательные строки из стихотворения “Гроза” (1956): Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,
Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева,
А она над водой, над просторами круга земного,
Перед нами каскад созвучий и образов, перерастающих в фантасмагорическое действо. И, конечно, это не единственный пример. А.Македонов справедливо замечает, что у Заболоцкого “гетевская и тютчевская “психологизация” природы как будто доведена до крайности. Природа для Заболоцкого не просто одушевленная, а целиком очеловеченная… Поэтому изображение ее как бы сверхметафорично, и почти каждая метафора переходит в олицетворение, часто в некий самостоятельный и многоликий “мир” и “миф”. (4) Как всякого поэта-мыслителя, Заболоцкого манят тайны бытия. Многие его лирические медитации содержат попытки их разгадки. Таков небольшой цикл, посвященный красоте, извечной тайне, мучающей сознание людей. В цикл входят такие стихотворения, как “Портрет”, “Некрасивая девочка”, “Старая актриса”, “О красоте человеческих лиц” и некоторые другие. Поэт в них избегает искушения дать четкие, однозначные определения. Тайна она и остается тайной. “… Что есть красота // И почему ее обожествляют люди?” - ставит вопрос поэт. Ответ на него не может быть простым и тем более однозначным. Заболоцкий убежден: ничто так глубоко не проникает в душу, не западает в ее глубины, как человеческая красота, обладающая могучей властью. В поразительном по эмоциональному и образному настрою стихотворении “Портрет” поэт говорит о почти мучительном влиянии на его душу облика женщины, которую он никогда не знал, да и не мог знать, поскольку она жила в XVIII веке. Ф.С.Рокотов создал портрет Струйской, в чьих глазах запечатлена неисчерпаемая сложность души: и “мгла неудач”, и восторг, соединенный с испугом, и припадок безумной нежности, и тягостное предвосхищение смертных мук. И вот итог слияния двух душ: Когда потемки наступают
Неразумная сила искусства, по убеждению поэта, способна утвердить во впечатлениях людей красоту ложную – сосуд, в котором пустота. И все же победительной навсегда останется та людская красота, из которой составлена песня небесных высот (“О красоте человеческих лиц”). Градус эмоционального напряжения в поэзии Заболоцкого неизменно высок. Поэт остро ощущает опасно колеблющуюся подвижность добра и зла не только в индивидуальных судьбах, но и в истории человечества. Могуча воля людей земли в их усилиях по созданию гармонических отношений, но поэт не забывает и о том, что доброй воле противостоит – Дух, полный разума и воли,
Пониманием извечного противоборства добра и зла в мире рождено и строгое нравственное кредо поэта, его предельно высокая требовательность к духовному строю каждого человека. Так возникает важнейшая тема поэта – тема неустанного труда души. Жить по-человечьи – главная цель этого неустанного труда, длящегося день и ночь. В стихотворении “Не позволяй душе лениться”, откуда приведены данные строки, душа персонифицирована: она рабыня и царица. Смысл этой антитезы в том, что только упорное духовное созидание может стать реальным условием подлинной, а не мнимой свободы личности. Произведения Заболоцкого переведены на многие иностранные языки. О его личности и творчестве создано немало содержательных трудов. А вот наиболее лаконично и точно значение своего творчества определил сам поэт в небольшой заметке “Почему я не пессимист”, опубликованной посмертно в “Литературной газете” в 1966 г.: “Многосложный и многообразный мир со всеми его победами и поражениями, с его радостями и печалями, трагедиями и фарсами окружает меня, и сам я – одна из деятельных его частиц. Моя деятельность – мое художественное слово. Путешествуя в мире очаровательных тайн, истинный художник снимает с вещей и явлений пленку повседневности и говорит своему читателю: - То, что ты привык видеть ежедневно, то, по чему ты скользишь равнодушным и привычным взором, - на самом деле не обыденно, не буднично, но полно неизъяснимой прелести, большого внутреннего содержания, и в этом смысле таинственно. Вот я снимаю пленку с твоих глаз: смотри на мир, работай в нем, и радуйся, что ты – человек!” (2,288). Светлой и трагической была жизнь Николая Заболоцкого. Предельно напряженная, она одарила нас творениями, над которыми могущественное время не может проявить свою губительную власть. Примечания: (1) - Н.Степанов. Из воспоминаний о Н.Заболоцком // Воспоминания о Заболоцком. – М., 1977. – С.102.
Другие статьи о литературе: «Могущественное дуновение таланта» (о Л. Н. Андрееве) Феномен примитива в прозе Андрея Платонова «Дар» Владимира Набокова (ценностная ориентация персонажа) Авторское сознание и сюжетно-композиционная структура романа (о В. В. Набокове)
|
www.moritс.narod2.ru © Юрий Мориц. Авторский сайт. Все права защищены.
|