→ Главная → Проза → Сказки → Ссылки |
2. Орден премудрого жупела(из Дневника провинциального критика)(Синдром фатального оглупления) «… Надо преследовать и искоренять, как врага
Наука не стоит на месте В том, что это так, легко убедиться, знакомясь с ее достижениями последних двух десятилетий. Достижений так много, так много, что…Поэтому здесь мы остановимся лишь на одном чрезвычайно важном открытии, помогающем все коренные вопросы развития общества рассматривать с принципиально новых позиций, вполне соответствующих новизне российских реалий века 21-го. В «Возвращении к азбуке» мы уже коснулись этого пагубного явления. Игнорирование закономерностей, установленных строгой наукой, подтвержденных исторической практикой, - опаснейший симптом всемирного оглупления. Информация, с превеликим трудом проникающая в провинцию, убеждает нас в том, что население Земли за истекшие последние десятилетия поглупело до самой последней степени. Но сейчас пойдет речь о России Мысли многих интеллигентов здесь вот уже какой год в беспокойстве мечутся, отыскивая спасительные рычаги от надвигающихся, предчувствуемых бед. Тут и поиски национальной идеи, и мечты о реставрации монархии, и печальные опасения кончины Истории, а также настойчивые призывы упиться хаосом, отдаться наслаждениям и порокам в ожидании близкого, по предсказаниям шаманов и экстрасенсов, апокалипсиса. В этой ситуации российские интеллектуалы напоминают детей, которые в буйстве игры сожгли дом, в котором плохо ли, хорошо ли жили и оказались лишенными спасительного крова… Рассмотрим же хотя бы некоторые виды и формы оглупления ученой части народонаселения. Прежде всего, это активно утверждаемая установка на суть личности в экзистенциональном ключе. Эта пагубная философия прямо и косвенно определяет все виды недомыслия. Личность самодостаточна - таково кредо мыслителя, преданного экзистенциализму. Общего смысла не ищите, твердит она. Ищите лишь смысл отдельной личности. В итоге возникла паническая боязнь общего смысла, идеологии, теории, истории, конкретных фактов. « Скорее от них куда-нибудь подальше!» - «Куда же?» - « Куда угодно, только подальше! В абстракционизм, в постмодернизм, в сексуальную революцию, в любое непотребство, в дурачество, в гульбу, а самое лучше - в игру, в смехунчики, в кувыркалинки!» Мы видим: состояние хаоса в умах и эмоциях утверждаются со все большей настойчивостью Разумеется, современный интеллектуал не оставляет мир, погруженный в хаос, без характеристик и определений. Каким же образом он осуществляет эту непростую задачу? Основным инструментом выделки его оценок реалий современного мира являются им самим создаваемые мифы и с наибольшей продуктивностью - жупелы Жупел по религиозным представлениям христиан - это горящая сера или смола, припасенная в аду для грешников, а в переносном смысле - нечто внушающее страх, что-то вроде ужасающего пугала. А определение ближе к научному может быть выражено так: жупелы - это субъективированные сущности, «знаки», подменяющие в разрушительных целях сложные явления истории, науки, истинное значение исторических личностей. Чаще всего жупелы являют собой страшилки, с помощью которых лже-идеологи одурманивают обывателей. Уход от «смыслов», идей - настоятельная потребность многих современных интеллектуалов. Обращение к «смыслу» повергает их в смятение, как напоминание о скором и неизбежном апокалипсисе... «Смысл» в их понимании отвратителен как насильственное пробуждение человека, погрузившегося в непробудный сон. Массой интеллектуалов 80-х годов и последующих десятилетий предпринят дерзко-оголтелый поход против науки, ее устоев, выработанных многими поколениями мыслителей, ученых. Подобные интеллектуалы , не желая аргументировать свои доводы, всячески уклоняются от серьезной полемики, Вот тут-то и пускаются ими в оборот жупелы как неоспоримые доводы, Этот жульнический по своей сути способ «мышления» на удивление действенен. Воквезу Негрю (мы читателей позже с ним познакомим) принадлежит открытие «эффекта Охлос». Охлос (лат.) - это толпа. По Далю, толпа - «сборище, скопище, толкотня» (4,413). У охлоса, как правило, не бывает постоянного вожака, но в определенных условиях им управляет тот, кто побойчее. Для толпы, собственно, не важно, кто он, этот выскочка. Важен его призывной голос. Крикнет: «Вперед, ребята!» и все бегут вперед Или: «Бей его!» И все начинают бить того, на кого он указал Толпе нужен призывной сигнал. И она его, когда в этом возникает необходимость, получает. «Табунное чувство» - так определил этот психологический казус А.И.Герцен. Так вот… Как это не странно, не стыдно, общество во многих случаях живет по злополучному «эффекту охлоса», Толпе (людской массе) не до выяснения причин и следствий событий, качества получаемой информации (этим, вроде бы, заняты книжные черви, ученые) , она, толпа, ждет сигналов и покорно следует их командам. А команды эти уже не из тех, что будоражат толпу уличную. Их масштабы могут принимать грандиозные, эпохальные значения. «ОКТЯБРЬ» - исторический казус!» - звучит авторитетный голос. И все представители социального охлоса послушно кивают головами: «Да, да, - казус! И хватит об этом!» «ЛЕНИН - ничтожество!» - изрекает тот же голос. –«Да, да, конечно!.. А мы-то думали, - голова! - спохватывается Охлос. - Какие же мы отсталые!» «СТАЛИН - тиран, двойник Гитлера, губитель страны! - констатирует Голос. Охлос, поеживаясь, подрожав, соглашается: «Мы об этом давно догадывались, но молчали, молчали… Ах, стыд-то какой!» «СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - старушка, ей ведь уже за 70 стукнуло. Скапустилась. И не жалейте покойную. Пусть сгинет из памяти! Встретим литературу новую, литературу Великого Постмодерна, детище высоко развитого Запада! - вещает Голос. А Охлос, очарованный художественными изделиями Запада, вторит Голосу: «Так ее! Так ее! Советскую, совковую!. Совсем ничтожная была литература! Забудем же ее!. Люди забыли о том, какой дорогой ценой был завоеван социализм. Ведь движение к нему началось и крепло еще в 19-м веке. Лучшие умы его вынашивали, лучше жизни приносились в жертву. И все это оказалось преданным. Советский Союз, просуществовавший 70 лет, трагически сгинувший с тернистого исторического пути, тоже втиснут интеллектуалами в позорное клеймо жупела. А ведь гибель такой страны - величайшая трагедия века, сказано одним авторитетным человеком. Нашему «идеологу» нет до этого дела, ему подавай жупел и он его заполучил. Таким же образом слеплен отвратительный жупел СОВОК, наделивший человека советской эпохи комплексом убогой несостоятельности. Что любопытно, - это величина эмоционального накала при обличении всего советского и, прежде всего, «совка». Примером может служить статья Я.Кротова «Советский житель как религиозный тип» («Новый мир». 1992, № 5). Советский человек в глазах Я.Кротова - это религиозный тип самого низкого пошиба. Совок внеисторичен, полагает автор, понятие греха ему неведомо. «Хамство стало неотъемлемой чертой именно совкового общения. (249). На жизнь народа, до перестройки, автор смотрит так, будто внезапно обнаружил существование ранее неизвестных ему отвратительных насекомых. Вторит Я. Кротову и знаменитый прозаик Борис Васильев, прославившийся тем, что с пафосом возвеличил подвиг простых людей в годы Великой Отечественной войны. Спасибо ему за этот славный творческий труд, но зачем же самого себя жестоко опровергать? В интервью газете «Труд» 29мая 1999 г.), данном по случаю своего 75-летия, из уст Б.Васильева прозвучало суждение поистине, дикое, абсурдное: «… Большевики и советская власть совершили величайшие преступления перед собственным народом. В течение многих десятилетий советское государство искусственно выращивало новый сорт людей. Вместо гомо сапиенса появился гомо советикус, не человек разумный, а человек обученный …Уродливое, социально-нравственное наследство, доставшееся нам от недавнего прошлого, продолжает держать нас за горло». Использование жупела не требует исторического экскурса, фактов, разъяснения. Любое явление, приобретя статус жупела, превращается в комок зловонной грязи, от которого читатели мигом прячут чувствительные носы. Авторам только это и нужно. С помощью жупела-страшилки, таящей в себе произвольное обобщение, автор без труда «доказывает» то, что от него требует заказчик. А кто он, заказчик, хорошо известно. Рассуждения с помощью жупелов внешне эффектны, но они с головой выдают лжецов. Ведь стоит каждое явление, содержащее в жупеле, рассмотреть, опираясь на факты истории, на документы, как жупел лопается, подобно мыльному пузырю. Жупел, именуемый поистине ужасным словом «КОММУНИЗМ», уныло бродит по России. На него ополчаются и олигархи, и просвещенные интеллектуалы. Борьба ведется новым, помимо обычных, методов, называемым «по умолчанию». Пояснить суть метода может помочь любопытный эпизод. В телепередаче на канале «Культура» в апреле 2011 г. .ведущий передачу академик посетовал на то, что Россия страдает, переживая идеологический вакуум. Выход из тупика ученый увидел в историческом подходе к решению больной проблемы. Им был выстроен перечень значимых исторических имен, на которые следует опираться, решая задачу. Это - Радищев, Герцен, Белинский, Чернышевский… И далее… скачок к Бердяеву, философам начала 20 в. Изумительно! Но, позвольте, а где же сторонники научного коммунизма? О них-то почему не вспомнили? Ведь получилось почти, как в эпизоде горьковского «Клима Самгина». Мальчика, утонувшего в проруби, спасатели не нашли и стали между собой муссировать успокаивающую мысль: «А, может, мальчика-то и не было?» Марксизм, как и ленинизм , просто вышиблены из российского идеологического обихода. Изумляет следующий казус. Вышибли, не вступая с Марксом и его продолжателями в спор, не опровергая его учения. Так сказать, по умолчанию…Но опровергнуть основные принципы научного коммунизма еще никому не удавалось, вот ведь беда какая! Иногда говорят: «СССР рухнул, а это значит, марксизм ложен».. Как это по-детски как наивно звучит! Ведь это все равно, что говорить о поражении войска при гибели одного или нескольких бойцов. Да, социализм СССР рухнул, но идеи социализма, как и коммунизма, живы, и не только идеи. Ненависть к жупелу, вобравшему в себя понятие коммунизм, достигает, и нередко, степень чудовищного накала, ослепляя даже людей, наделенных умом и талантом, завоевавших в обществе всеобщее уважение и почет. Так, Марк Захаров в статье «Я надеюсь» ( «Труд», 28.066. 996) поставил коммунизм и фашизм в один ряд как две « очень страшные крайности». Коммунизм - научная теория, обращенная к будущему человечества, когда оно, избавившись от социальных бед и катастроф, обретет условия подлинно человеческого существования. По своим сущностным, нравственным основам коммунизм близок не только христианской, но и другим религиям. Страшное в коммунизме могут видеть лишь те, кому мерзит сама идея всеобщего человеческого блага, хотя бы и в далеком будущем. В качестве жупелов постоянно фигурируют в прессе, СМИ имена Ленина и Сталина, что позволяет горе-мыслителям чудовищно искажать историю страны. Клара Новикова в телевизионной передаче «Счастья случай» (июль 1996) объединила в одном смысловом ряду имена Ленина, Гитлера . Мао и Сталина. Ах, если бы только Клара Новикова! Оперирование указанным рядом жупелов стало общим местом огромного количества публикаций. Но ведь выстраивание подобных рядов имен - это позор недомыслия, ведущего к тотальному оглуплению потребителей подобной «интеллектуальной» продукции. Александр Якимович, исследуя проблему тоталитаризма в конце 20-го века «Иностранная литература» (1992, № 4), попытался отыскать корни этого зловредного явления. Тоталитаризм, как и у многих других авторов, представлен цепочкой жупелов-срашилок. Это - Ленин - Сталин - Гитлер». Корень зла автор видит в личных качествах названных лиц. У Якимовича Ленин - это «крайний тип рационалистического сознания при явно выраженной \эмоциональной глухоте», страдающий к тому же «эмоциональным изгойством», человек, остро переживающий свою неполноценность (227). Имея в виду Ленина, Сталина, Гитлера, А.Якименко пишет: « Такова обычная схема : от неблагополучия и озлобленности отдельных личностей, поставленных судьбой вне культуры, вне духовности, вне общества, проводится линия к массовому помрачнению умов… Отсюда и ведут происхождение нацизм, большевизм, сталинизм» (228). Перед нами типичнейший случай экзистенциалистского мышления, подменяющего закономерности развития истории заблуждениями лидеров и тех, кто за ними идет. И при этом итоги деятельности лидеров определяются опять- таки с помощью жупелов. Ленин - вождь Октябрьской революции, а революция - зло. Вот и оценка вождя готова. И дела нет авторам, до того, что Ленин - создатель партии-победительницы, воздвигнувшей на руинах прогнившей монархии страну социализма. Коротко, но емко по этому поводу высказался писатель Борис Акунин в интервью корреспонденту «АИФ» Полине Молотковой. «Не было бы Ленина, - сказал Борис Акунин, - революцию возглавил бы кто-то другой. Империя рухнула потому, что она к тому времени уже не мгла не рухнуть. Все действия тогдашней власти… были самоубийственны. А Сталин? О нем ныне принято говорить как о тиране, изверге, а то и нравственном чудовище. Опять-таки упор делается на личностных качествах. Если же рассматривать итоги деятельности вождя, а это более трех десятилетий, то на весах окажется немало. Преодоление разрухи, вызванной гражданской войной, ликвидация экономической, культурной отсталости, превращение страны с тяжелым наследством феодализма в могучую индустриальную державу, подъем культуры на высочайший уровень, руководство по разгрому фашистских полчищ, поработивших Европу и угрожающих самому существованию Советского Союза. Такими итогами можно гордиться. Совершались и ошибки, порой имеющие трагические следствия. Этого тоже нельзя сбрасывать со счета. Нечестно и даже кощунственно загонять в мерзкий жупел то, чем жил великий народ более полувека. И неужели до сознания очернителей не доходит мысль о том, что, очерняя деятелей, завоевавших не только отечественное, но и мировое признание, они тем самым оскорбляют народ, его память о героическом прошлом. И еще: знают ли очернители, под чью дудку они пляшут. Если не знают, то пора бы догадаться о Дирижере мощного хора хулителей, оснащенного достаточными средствами и четко функционирующим аппаратом идеологической войны. Эта сторона дела подробно раскрывается ныне в документальной литературе, в частности, в книгах Г.Климова («Протоколы красных мудрецов», Саратов, 1993, и др.). Жупел, раз возникнув, выполняет огромную разрушительную роль в сознании многих людей, стремясь превратить их в недоумков. Вот только один пример. Режиссер Сергей Соловьев в интервью С.Грачеву («АИФ». № 51, 2011) взялся за уточнение понятия революция, и в частности, - Великая Октябрьская. Читаем: «…Что такое по своей сути революция? Шумиха, вид затейливого фейерверка, в котором главное - чтобы рванули погромче и на головы посыпались разноцветные конфетти. Та же Великая Октябрьская революция… Ну, постреляли, взломали винные склады, пушки пальнули - вот, вроде, и все. Но последствия -то! Кто организует эти милые праздники и с какой целью? Это знает, вероятно, очень и очень узкий круг людей». Создается впечатление, что человек, говорящий такое , узнал о крупнейшем событии 20 века, понаслышке и судит о нем как о каком-то безобразном казусе. Наверное, нельзя от талантливого режиссера требовать знания азов истории. Ну, учил когда-то, подзабыл, наслушался творцов жупелов. А редакторы-то куда глядели? Неужели они, создатели авторитетного еженедельника, не увидели, что в приведенных выше строках излагается невообразимая чушь? Чуть ниже Сергей Соловьев выдает читателям еще один перл: «Когда-то (лет 100 назад) у нас в России был построен капитализм, он, вроде бы, нормально функционировал и имел вполне человеческое лицо. Потом мы его вмиг похерили…» Как же так? Никто в России 100 лет назад капитализм не «строил». Буржуазные отношения развивались как исторический процесс.. А суждение о «вполне человеческом лице» российского капитализма - это поистине нонсенс. 20-й век одарил Россию не одной, а тремя революциями, и все они были порождены движением народных масс, доведенных до отчаяния жестокой эксплуатацией и политическим бесправием. А вы говорите о «человеческом лице». Представляю, какое гадливое возмущение вызовут эти суждения у многих современных интеллектуалов «Опять нам суете под нос большевистскую фразеологию!»,- наверняка, возмутятся они. Что на это возразить? Наверное, только то, что излагаемые здесь азбучные истины содержатся в учебнике истории, созданном добросовестными авторами. Отвергать эти, такие простые, но чрезвычайно важные истины, - это все равно, что птице при опасности прятать голову под крыло. Смиритесь с горькой истиной, господа! Особого внимания заслуживает еще вот что. Многие специалисты, оперирующие жупелами, так сказать, «по долгу службы», все-все понимают, знают они, что любой жупел - это пакостная страшилка и ничего больше. Понимают, но с рвением продолжают свое пакостное дело. Почему бы им не образумиться и не взбунтоваться? Увы! Имеется одна, но очень серьезная причина. Ведь стоит образумевшемуся специалисту произнести публично: « А как же К.М.?» Или: «А как же учение В.И.Л?» И - конец! Невидимый голос произнесет роковое слово: «Не наш!». И с реноме образумевшегося специалиста будет мгновенно покончено. Раз и навсегда. А это страшно для человека, не защищенного солидным состоянием и законом. В идеологическом поле современной России более всего режет глаз умопомрачительное противоречие: постсоветская Россия с завидным аппетитом поглощает все, что было создано и припасено Советами. Вкусно. Питательно. И в то же время интеллектуальная элита клянет на все лады Страну Советов, ее народ, ее историю, ее лидеров… Как же так? Как назвать человека, плюющего в колодец, из которого он пьет воду? Не скажет ли Пимен грядущих веков, листая поблекшую летопись: «Несуразность-то какая!» Современный интеллектуал-ортодокс на недоумение Пимена-летописца ответил бы, вероятно, так: «Да, нынешний дикий капитализм России еще плох, даже отвратителен, но возвращение к социализму в данный исторический момент немыслимо. Новая, еще одна революция, тоже не нужна, да и немыслима.. И мы, понимая это, приглушаем, насколько можем, задорные бунтарские голоса Не следует разжигать пожар, дорогие соотечественники! Время нам продиктовало иную, смирную, созидательную задачу, а именно - совершенствовать, очеловечивать то общество, тот строй, которые настигли нас, словно кара небесная. Капитализм, как он ни скверен, ни мерзок, ни ужасен, в определенных исторических условиях можно и нужно принудить заиметь приличный облик, обрести нечто похожее на нормальное «человеческое лицо». Да, да, это вполне реальная задача для народа, наделенного энергией, талантом, разумом. Это задача созидания. И над ее осуществлением надо биться с такой же энергией, как бился народ, отстаивая свою свободу и независимость. А искусству и литературе, конечно, в этой славной битве надлежит занять не последнее место. Другие записи из Дневника провинциального критика:
|
www.moritс.narod.ru © Юрий Мориц. Авторский сайт. Все права защищены.
|