→ Главная → Проза → Сказки → Ссылки |
Высокое служение(о И.С.Тургеневе)Вряд ли найдется в мире человек, столь преданный художественной литературе, как И.С.Тургенев, великий русский писатель. С раннего детства он был погружен в ее благотворную атмосферу. Встречался с «певцом таинственных видений» В.Жуковским, дважды видел Пушкина, своего кумира, и оставил его словесный портрет. Посчастливилось увидеть ему и Лермонтова, образ которого был запечатлен верным пером. Тургеневу, студенту Московского университета, довелось слушать лекции Н.В.Гоголя, читавшего курс истории древнего мира и средних веков, а позже познакомиться с ним. Современники, оставившие воспоминания о Тургеневе, отмечали его выдающуюся творческую одаренность, сочетающуюся с обширными знаниями. Он в совершенстве владел основными европейскими языками; окончив Московский университет, продолжал образование в Европе, заслужил звание магистра философии, а в зрелом возрасте был удостоен многих научных степеней. И при этом поэт и философ не был кабинетным затворником, а являл собой образ писателя нового типа, сочетающего творчество с общественной деятельностью. В течение многих лет находился он в самом центре литературной жизни России, не было писателя, не ощущавшего его благотворного влияния, а то и прямой материальной и духовной поддержки. Круг его литературных, общественных связей был поистине неисчерпаем. Творческая деятельность Тургенева протекала до удивления интенсивно. Трудно даже назвать литературный жанр, в котором писателем не был бы достигнут блистательный результат. Первые шаги в литературе – лирика. Многие стихотворения молодого поэта привлекли внимание композиторов, а иные даже стали народными песнями. Поэма «Параша» молодого тогда еще автора была высоко оценена не только читателями, но и Белинским, главным литературным авторитетом того времени. Знакомство с великим критиком стало важным событием в жизни Тургенева. Они были нужны друг другу и вскоре возникла дружба. Белинский оказал на молодого писателя большое плодотворное влияние, но и Тургенев был необыкновенно интересен критику как человек, глубоко разбирающийся в философии и искусстве не только России, но и Западной Европы. Творческая палитра Тургенева необыкновенно богата. Талантливый поэт, он в совершенстве овладел и мастерством драматурга. Его пьесы «Завтрак у предводителя», «Где тонко, там и рвется» вызвали похвалу Гоголя, Некрасова. Тончайший психологизм, отказ от сценических эффектов комедии «Месяц в деревне» предвещал появление новаторской драматургии Чехова. А пьеса «Нахлебник» и поныне ставится в театрах не только России, но и многих стран. И все же наиболее весомый вклад в отечественную литературу был сделан в области художественной прозы. Уже в 40-е годы Тургенев выступает с повестями и рассказами, нащупывая собственную дорогу в искусстве. Неожиданный успех первых рассказов из цикла «Записок охотника», опубликованных в «Современнике» в 1847 году, круто изменил литературную судьбу писателя, выдвинув его на первое место в российской словесности. И это было вполне закономерно, ведь знаменитые «Записки охотника», вышедшие отдельным изданием в 1852 году, обозначили новый этап в художественном раскрытии народной жизни. Перед читателем предстала богатая галерея народных типов – мудрый Хорь, похожий на Сократа, мечтательный Калиныч, суровый Бирюк, правдоискатель Касьян с Красивой Мечи, талантливый певец Яков и десятки других персонажей, нарисованных пером крупного мастера. «Шедевром Тургенева» назвал «Записки» Герцен. Да и сам автор гордился своим творением и считал его «лептой, внесенной в сокровищницу русской литературы». Высокую оценку «Запискам охотника» дали Белинский, Гончаров, Некрасов, Л.Толстой. Уже в этом произведении отчетливо проявилась важнейшая черта творческого метода писателя – сочетание весомой проблематики, философской, социальной, психологической, с поразительным мастерством виртуоза словесной живописи. Кристально чистый и вместе тем богатый образностью язык «Записок» стал эталоном русского литературного языка. Художественным совершенством отличаются многочисленные рассказы и повести писателя. «Фауст», «Ася», «Вешние воды», «Первая любовь»... По образному выражению Некрасова, в них разлито «море поэзии могучей, благоуханной и обаятельной». Вторая воловина XIX века - время расцвета русского реалистического романа. В вершинных достижениях этого жанра почетное место принадлежит романам Тургенева, отразившим целую эпоху в развитии России, от 40-х до 80-х годов. Рудин, герой одноименного романа, русский Дон Кихот, человек высочайших идеалов, проповедник свободы, равенства и братства, находится в вопиющем разладе с реальной действительностью. Его сменяет умный, благородный Лаврецкий, остро ощущающий грядущую драму гибели дворянских гнезд, но не способный что-либо предпринять для спасения своего класса. Роман «Дворянское гнездо», надо отметить, удостоился самой высокой оценки знатоков искусства, его осыпали восторженными похвалами критики самых различных, в том числе и противоположных направлений. Даже скупой на похвалы Салтыков-Щедрин увидел в этом произведении «светлую поэзию, разлитую в каждом звуке». А вот Инсаров, герой романа «Накануне», совершенно не похож на безвольных дворянских интеллигентов, названных критиками «лишними людьми», он энергичен, решителен и, главное, одержим великой идеей – освобождения родины. Слово и дело у этого железного человека неразрывно слиты. И каков же итог? Не добравшись до родины, где уже началось всеобщее восстание против турок, он умирает от тяжелого недуга, внезапно его поразившего. Потрясает контраст великолепного, сияющего яркими красками венецианского пейзажа и ужаса, рожденного гибелью молодой, полной энергии и отваги жизни. Умирает вследствие нелепой случайности и Евгений Базаров («Отцы и дети»), человек богато одаренный, ставящий перед собой грандиозные цели. «Наше дело - место расчистить, строить будут другие», – говорит он своему приятелю Аркадию Кирсанову. Не довелось. Провожая в раннюю могилу столь замечательных людей, писатель намекает на то, что исход жизненных событий далеко не всегда может быть предсказан, что жизнь человека зависит не только от конкретных жизненных обстоятельств, но и от чего-то загадочного, непознанного. Рок, судьба? Кто знает... Тургенев, как никто другой, чувствовал непостижимую сложность жизни и поэтому избегал традиционных шаблонных решений в трактовке человеческих судеб. Путь Тургенева-романиста не был усыпан розами. Бурную полемику в критике вызвал роман «Отцы и дети», появившийся в 1862 году. Нападки недоброжелателей были столь ожесточенными, что сокрушенный автор испытал растерянность и даже подумывал о полном прекращении творческой деятельности. Серьезной критике современников были подвергнуты также два последних романа Тургенева – «Дым» и «Новь». Только время, беспристрастный судья, вынесло свой приговор и побудило сомневающихся увидеть в романах писателя торжество высокого искусства. Создавая живые, пластичные образы своих персонажей, Тургенев вместе с тем обладал драгоценной способностью заглядывать в будущее. О Евгении Базарове, беспокойном и тоскующем, человеке великого сердца, «несмотря на весь его нигилизм» (Достоевский), спорят и поныне. Постепеновец Соломин, герой романа «Новь», был отвергнут и осмеян радикалами 70-х годов. Но миновали десятилетия, и жизнь доказала плодотворность деятельности именно Соломиных, людей, делавших ставку на преобразование общества путем прогрессивных реформ. Львом Толстым было замечено, что «тургеневских девушек» в пору появления первых романов писателя в жизни почти не встречалось, но позже, особенно в 70-е годы, этот женский тип приобрел массовый характер. Уместно заметить, что Тургенева по праву называли певцом женской души. Галерея женских типов необыкновенно широка. Тут и крестьянка Лукерья, и молодые девушки-дворянки, стремящиеся построить жизнь на разумных началах. Это Наталья Ласунская, Лиза Калитина, Елена Стахова... Но писатель запечатлел и совершенно иной женский тип в образах Ирины Ратмировой («Дым»), Варвары Лаврецкой, эгоистичных хищниц, предвещавших появление подобных типов в романах-трагедиях Достоевского. В зрелые годы Тургенев почти не писал стихов, но он оставался поэтом. Мощная лирическая струя пронизывает все его произведения, включая романы. Лиризмом одушевлены его пейзажи. Для картин природы, нарисованных кистью художника слова, характерна не только изумительная пластичность, сочность, достоверность изображения, но еще и такое драгоценное качество, как тонкий психологизм. В этом отношении Тургенев является достойным продолжателем традиций школы Жуковского, Пушкина, пейзажной лирики Тютчева и Фета. Палитра красок Тургенева - художника слова необыкновенно богата. Его современники были удивлены, когда из-под пера автора «Отцов и детей», классика реализма, вышел странный рассказ «Довольно» с явным фантастическим колоритом. Позже Тургеневым был даже создан обширный цикл фантастических повестей, отличающихся оригинальной образностью. Критика довольно холодно встретила рассказы «Призраки», «Довольно», «Собака». И только спустя много лет стало ясно, что фантастические повести позднего Тургенева, особенно такие, как «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич», предвосхитили многие достижения русского декаданса. На закате дней своей жизни Тургенев сумел создать еще одно непревзойденное творение. Это его «Стихотворения в прозе», более пятидесяти опубликованных лирико-философских миниатюр. Многие из них вошли в хрестоматии, обрели почетный статус крылатых слов. Каждый порядочный школьник прочтет на память изумительное стихотворение в прозе «Русский язык». Человек и природа, жизнь и смерть, богатство и бедность, любовь и ненависть, подвиг и предательство, художник и его призвание – таковы главные темы цикла. Эмоциональный диапазон этих произведений очень широк: лиризм, пафос, раздумье, скорбь, сарказм. Юмор, задорный, искрящийся, тоже нашел место в миниатюрах. Чего только стоит «Восточная легенда» о великом Джиаффаре, «солнце Вселенной». «Стихотворения в прозе», имевшие большой читательский успех в России, перевела на французский язык Полина Виардо. Эта замечательная женщина занимает огромное место в жизни Тургенева. Первая встреча с ней произошла в 1843 году, когда двадцатидвухлетняя певица в зените европейской славы гастролировала в составе итальянской оперы в Петербурге. Страстное увлечение Полиной Виардо не ослабло до конца жизненного пути писателя. Власть этой любви была столь велика, что Тургенев решился на коренную перемену образа жизни, он переселился во Францию и лишь на недолгое время приезжал на Родину. Нелегкие обстоятельства личной жизни имели и немало положительных сторон. Став европейским жителем, Тургенев сблизился, а затем и подружился со многими выдающимися писателями. В их числе Гюстав Флобер, Альфонс Доде, Эмиль Золя, Эдмон Гонкур. Тургенев был первым русским писателем, чье творчество во Франции, а затем и во всей Европе было воспринято как крупное художественное явление. Многие его произведения были переведены на европейские языки и получили высокую оценку знатоков искусства слова. В одной из статей о Тургеневе Проспер Мериме писал, что имя русского писателя стало настолько популярным, что каждое его произведение ожидается во Франции с таким же нетерпением, как и в России. А Жорж Санд писала Флоберу: «Я знакома с Тургеневым очень мало, но знаю его наизусть. Какой талант! Сколько оригинальности и выдержки!» (1) Менее всего заботясь о собственной славе, Тургенев много сил приложил к делу сближения русской и западноевропейской литератур. Благодаря его усилиям в странах Западной Европы появились многочисленные переводы русских писателей, в первую очередь Пушкина, Лермонтова, Гоголя, и литература России перед изумленной Европой предстала во всем величии и блеске талантов. Время не умалило литературной славы Тургенева. Его произведения переведены на языки всех цивилизованных стран, а образы, созданные пером замечательного писателя, не утратили своего значения и обаяния и поныне. «...С каждым годом растет образ Тургенева, становится все выше и выше, светлее и светлее», – писал Д.Мережковский в статье, посвященной памяти великого писателя. (2) Силу и значение творчества Тургенева раскрыл в немногих точных словах другой ценитель его таланта – М.Е.Салтыков-Щедрин: «Что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора? Именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто из воздуха созданные образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом». (3) Примечания: (1) - Н.Я.Берковский. О мировом значении русской литературы. – Л.: Наука, 1975. – С.102.
Другие статьи о литературе: «Сердца пламенные сны» (лирика Евгения Боратынского) Предвестье светлой личности (лейтмотив повести Н.В.Гоголя «Шинель») «Герои времени» в поэме «Современники» Н. А. Некрасова
|
www.moritс.narod2.ru © Юрий Мориц. Авторский сайт. Все права защищены.
|