→ Главная → Проза → Сказки → Ссылки |
«Герои времени» в поэме «Современники» Н. А. НекрасоваБурное развитие капитализма в России (70-е годы XIX в.) можно уподобить грандиозному стихийному явлению. Страна менялась на глазах с поразительной быстротой. Как грибы появлялись новые предприятия, фирмы, кипело промышленное и городское строительство, прокладывались новые дороги и железнодорожные пути. Всего заметнее эти перемены проявлялись в социальной структуре общества. Бойко утверждался класс капиталистов. Причудливо менялось нравственное лицо интеллигенции, усиливался контраст между непомерным богатством одних и унизительной нищетой других. Вся это новь получила глубокое и блестящее по художественной форме отражение в поэме Некрасова «Современники», созданной в 1873 г., как раз в разгар капиталистического бума. Поэту удалось создать произведение новаторское по форме, необыкновенно сложное по идейно-художественному замыслу. Сюжетный зачин произведения ироничен. Поэту, вроде бы, захотелось опровергнуть излишне резкую оценку его времени, вычитанную им из подвернувшейся под руку книги: Бывали хуже времена,
Ведь подобную оценку рьяно опровергали газетные реляции о головокружительных успехах в жизни страны, гордящейся победителями. «Стяжавшим лавры счета нет!» Часть первая поэмы «Юбиляры и триумфаторы» - посвящена описанию торжеств, охвативших страну: «Ликуй, Орел!..», «Гордись, Москва!»,
Во всех шестнадцати залах модного ресторана Дюссо, куда заглянул герой поэмы, раздаются спичи, чествующие юбиляров и триумфаторов. Но вот он, парадокс: наслушавшись речей пирующих тузов капитала и их приспешников, герой поэмы теперь мог вполне согласиться с грустной оценкой времени, вычитанной им в книге. М.С.Горячкина в содержательной статье «Карающая лира» обратила внимание на новаторский характер художественной типологии Некрасова: «В поэме «Современники» дано сочетание не только социального и индивидуально-человеческого внутри типа, но и сочетание социальных типов с типами-символами» (2). Эту особенность поэтики произведения выделяет И.Г.Савостин, увидевший в поэме не портретную галерею, а «групповой портрет единого во всех лицах хищника смелого».(3) В этой поэме Некрасов выступает мастером коллективного портрета, отличающегося лаконизмом и глубиной сатирического обобщения. Участники ресторанного пиршества различны по социальному положению, возрасту, характерам, но они в изображении поэта представляют собой как бы единый организм, единое существо, отлично приспособленное к делу наживы: Во-первых, тут были почетные лица
Автором подчеркивается межнациональный характер этого союза: Сидели тут рядом тузы-иноземцы:
С неменьшим мастерством и сатирической заостренностью изображаются поэтом наиболее яркие представители этих сборищ. Таков Эдуард Грош, ловкий проныра, сибарит, делец и шут; это и содержатель ссудной кассы, сумевший втереться в общество толстосумов. Поэт дает ему убедительную характеристику: Этот тип безмерно гнусен.
Особый интерес представляет изображение в поэме интеллигенции, выказавшей поистине хамелеонскую способность приспосабливать убеждения к текущему историческому моменту. Сегодня ею слагаются восторженные гимны высоким идеалам, завтра ее божество Мамон. О таких горе-интеллигентах в поэме сказано: Нынче счету нет артистам,
Впечатляет микроновелла о солидном ученом муже. Казалось бы, ничто не собьет честного труженика науки с избранного пути. Не тут-то было! Вдруг – конец истории / – В тридцать лет герой – /Прыг с обсерватории / В омут биржевой (225). Еще более впечатляет образ демократа, друга народа и свободы, преобразовавшегося в плутократа: Спекуляторские штуки / Ловко двигает вперед / При содействии науки / Этот старый патриот... (225). Сходен с ним говорун и острослов Леонид (Эту кличку ему дали тузы). Поэт определяет необыкновенные способности этого человека емкой словесной формулой – говорильная машина: Он машинным красноречьем плутократию дивит; никаким противоречьем / Не смущаясь, говорит/В интересах господина, / Заплати да тему дай, / Говорильная машина/ Загудит: поднимет лай, / Будет плакать и смеяться ,/ – Цифры, факты извращать... (225). Леонид является не только идеологом плутократии, но и выразителем ее сокровенных чаяний. Они воплощены в его впечатляющем монологе-мольбе: О господи! удвой желудок мой!
Самого пристального внимания заслуживают образы князя Ивана, Григория Зацепы, Федора Шкурина, Саввы Антихристова. Поэт-сатирик беспощаден к социальному злу, но это не значит, что его палитра содержит одну лишь черную краску. Поэт и в самой сокрушающей сатире остается объективным художником, честно отделяющим при анализе пшеницу от плевел. Этот принцип осуществляется на всех уровнях текста. Князь Иван – сквозной, проходящий через всю поэму образ. Его портрет нарисован в гротескном стиле, с использованием гиперболизации и усложненной метафорики. Современники зафиксировали факт изумления В.Маяковского, ознакомившегося со следующим текстом: Князь Иван – колосс по брюху,
«Неужели это не я написал?», – воскликнул Маяковский, услышав чтение этих строк О.Бриком. Действительно, в смелой образности этой поэмы Некрасов сумел приблизиться к художественным дерзаниям поэтов-модернистов начала века двадцатого. В образе Ивана, обостренно сатирическом, поэт отважно совместил низкое с высоким: По устройству верхней губы
Конечно, добрейшие глаза среди монстров капитала - редкость, но еще важнее то, что Некрасов наделил своего героя и незаурядным умом, к тому же – положительной художественной функцией: он в поэме резонер-обличитель, носитель авторского голоса. Предок шутов, обитавших у царского трона, наделенный бесценным правом изрекать правду, князь Иван, по большому счету, шут нового времени, выполняющий по сути ту же непростую роль. Не менее сложен образ Григория Зацепы, занимающий центральное место в поэме. Новаторство поэта в данном случае проявилось в умелом синтезе сатиры с психологизмом. Более того, образ Зацепы, история его жизни столь сложны, что вырываются за рамки сатирического жанра и приближают повествование к руслу глубокого драматизма. Некрасов не жалеет красок для изображения «подвигов» этого русского нувориша. Полнее всего суть его воплощена в саморазоблачительном монологе: Я – вор! Я – рыцарь шайки той
И все же этого человека не назовешь закостенелым негодяем, поскольку душа его стала ареной борьбы добра и зла. Толчком к духовному смятению Зацепы послужила гибель на дуэли горячо любимого сына. Причина дуэли: Вором отца обозвали при нем. Сын защищал честь отца, давно утраченную и погиб. Это ли не драма? Зацепа – редкий тип кающегося хищника. Князем Иваном о нем метко сказано: На миллион согреша, / На миллиарды тоскует. Этот образ не случайно приковал столь большое внимание поэта. Некрасов и за собой знал вину близкого общения с ликующими и праздно болтающими толстосумами. Знал и выжигал каленым железом покаянной лирики? В поэме «Современники» Некрасов художественно запечатлел факт духовного оскудения общества, вкусившего первые плоды утверждаемого в России капитализма, названного Глебом Успенским Господином Купоном. Пафосом поэмы «Современники» навеяно и стихотворение Некрасова «Поэту (Памяти Шиллера)» (1874). В нем воплощено личностное, болезненно-страстное отношение поэта к свершившемуся историческому перевороту в жизни России. Вот первые две строфы этого стихотворения-инвективы: Где вы – певцы любви, свободы, мира
Более 130 лет отделяют нас от времени создания Некрасовым поэмы «Современники», но актуальности она не утратила и воспринимается читателями так, будто написана сегодня. Примечания: (1) - Н.А.Некрасов. Полн.собр.соч. и писем в 15 томах. Т.4. – Л.: Наука, 1982. – С.187. В дальнейшем тексты цитируются по данному изданию, в скобках указ. стр.
Другие статьи о литературе: «Сердца пламенные сны» (лирика Евгения Боратынского) Предвестье светлой личности (лейтмотив повести Н.В.Гоголя «Шинель») Высокое служение (о И.С.Тургеневе)
|
www.moritс.narod2.ru © Юрий Мориц. Авторский сайт. Все права защищены.
|