→ Главная → Проза → Сказки → Ссылки |
Непоколебимое величие(А.С.Пушкин в художественном мире Анны Ахматовой)Творчество Анны Ахматовой - крупнейшее художественное явление ХХ века. Не вызывает сомнения, что сокровеннейшие строки ее творений не потеряют своего эстетического значения и через сотни лет, а это много значит. Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) прожила долгую не только «календарную», но и творческую жизнь. В течение многих лет было принято, к сожалению, оценивать ее как художника слова лишь 10-20-х годов. А ведь творческий путь мастера активно продолжался. Вглядываясь в историю литературных эпох, мы видим в Ахматовой не одного, а трех замечательных художников слова. Ранняя, в ореоле литературной славы и почти всеобщего почитания; вторая, совершенно новая, обладающая более утонченным мастерством, но почти неведомая читателям 30-40-х годов; третья - вновь известная и даже всемирно знаменитая, сумевшая привлечь внимание не только отечественных, но и зарубежных исследователей. Вопрос о генезисе метода и стиля Анны Ахматовой в общих чертах прояснен в науке. Как поэтесса Ахматова - кровная дочь эпохи «серебряного века». Ее первые учителя - Александр Блок и Иннокентий Анненский оказали на юную поэтессу основополагающее влияние. Но только ли они? Ахматова постоянно совершенствовала и углубляла свой арсенал поэтики, включая в него опыт русского психологического романа (И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский), не осталось в стороне достояние устной народной поэзии, мировой классической литературы, в первую очередь Данте, Шекспира. Но неизменной опорой с первых шагов творчества для нее являлся Пушкин. Ведя в течение десятилетий скитальческую жизнь, Ахматова не имела возможности обзаводиться библиотекой. «Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир, Достоевский были постоянными ее собеседниками... Пушкина всего знала она наизусть... Пушкин был ей родственно близок - как суровый учитель и друг», - пишет К.И.Чуковский, знавший Ахматову с 1912 года. (1) Особое предпочтение, отдаваемое Ахматовой Пушкину в эпоху, когда на литературном небосклоне ярко блистали имена многих знаменитостей, объяснялось отчасти биографическими факторами. С раннего детства и до шестнадцати лет, да и позже, Ахматова жила в Царском Селе, где всё напоминало о Пушкине, «отроке юном». Этот факт послужил первотолчком к рождению пристального интереса к личности поэта, его творчеству. Тема Царского Села и Пушкина рано входит в поэзию Ахматовой. В ранней ее лирике это цикл «В Царском Селе» (1911 г.), в 1943 г. - стихотворение «Пушкин», в 1945 г. – «Городу Пушкина». Многие стихотворения Ахматовой сопровождают эпиграфы из произведений любимого поэта. Обращая внимание на общие черты поэтики Ахматовой, нетрудно заметить, что «внешне она почти всегда оставалась поэтом традиционным, поставившим себя под знак русской классики, прежде всего Пушкина», - пишет Н.Н.Скатов. (2) С середины 20-х годов ее интерес к Пушкину приобретает уже не только чисто художественный, но и научный характер. Ахматова становится пристрастным, бесконечно требовательным к себе исследователем биографии и творчества поэта. В исследовательской деятельности ей нередко приходилось советоваться с выдающимися пушкинистами – В.М.Жирмунским, Б.М.Эйхенбаумом, В.В.Виноградовым. В итоге более чем двадцатилетнего труда появляются научные сочинения А.Ахматовой – «Слово о Пушкине», «Пушкин на Невском взморье», «Пушкин и Достоевский», «Каменный гость» Пушкина» и многие другие. Столь значительное обогащение творческих интересов Анны Ахматовой таит в себе некоторую загадку. Кажется, зачем ей, прославленной поэтессе, серьезная наука? Ведь не собиралась же она делать ученую карьеру, не манили ее ни ученые степени, ни перспектива преподавательской деятельности. Тогда зачем же? Объясняется всё тем, что Ахматова испытывала личный и притом чрезвычайно серьезный интерес к Пушкину как человеку и поэту. Особенно ее волновало сходство трагических изломов пушкинской судьбы, отразившихся в его творчестве, с тем, что выпало и на ее долю, питало содержание ее поэзии. Это открытие и побудило, не жалея времени и сил, углубляться в сложный лабиринт академической науки о великом поэте. Говоря о месте Пушкина в художественном мире Ахматовой, невозможно обойти мотив вины и раскаяния, а в иных случаях и возмездия. У каждого человека со временем накапливается комплекс вины. У одних он может быть несущественным, у других - серьезным. И «возмездие» настигает каждого по степени его вины, от едва заметных угрызений совести до сокрушительных ударов безжалостного рока. Среди научных сочинений Ахматовой, посвященных Пушкину, на первое место выдвигается солидная работа «Каменный гость» Пушкина». Именно в ней находится средоточие основных проблем, заинтересовавших исследовательницу. Существенный интерес для нас здесь в том, что данное сочинение имеет не только серьезный научный, но и сугубо личный характер. Хотя статья была написана в 1947 году, Ахматова многократно углубляла ее и в более позднее время. Дополнения к ней датируются 1957 и даже 1959 годами. Как известно, трагедия Пушкина «Каменный гость» была написана на литературный сюжет, к которому обращались, среди многих авторов, Мольер и Байрон. Моцартом была создана опера «Дон Жуан». По убеждению Ахматовой, «Каменный гость» Пушкина «является художественной обработкой мировой темы возмездия». (3) Что же это за возмездие, с какой виной оно связано? Не секрет, что Пушкин носил в душе тяжкий груз вины, порожденной заблуждениями ранней юности. «Они были слишком тяжки», - признается поэт в письме к будущей теще от 5 апреля 1830 г. Нельзя сказать, чтобы поэт педалировал эту тему, хотя острота недовольства собой прорывалась порой с поразительной лирической силой. Так, в «Воспоминании», стихотворении 1828 г., содержатся горькие признания: В бездействии ночном живей горят во мне
Ахматова замечает, что самопризнания в произведениях Пушкина «чаще всего незаметны и обнаружить их можно лишь в результате тщательного анализа» (2,126). Прежде всего это относится к трагедии «Каменный гость» Пушкина. На скрытый автобиографизм этого произведения указывает и Е.А.Маймин. (5) Вывод исследовательницы: «Основная черта трагедии определяется не сюжетом легенды, а лирическим переживанием Пушкина, незримо связанным с его жизненным опытом... Он вложил в «Каменного гостя» слишком много самого себя» (2,122, 125). Досконально изучая это произведение, Ахматова делает неожиданные для себя открытия. Первое, незамеченное прежними исследователями: Дон Гуан - поэт, его стихи, положенные на музыку, поет Лаура. Существенны и другие совпадения. Таковы тайное возвращение Гуана из ссылки как мучительная мечта Пушкина 20-х годов; настойчивые обвинения поэта, как и Гуана, в атеизме и многое другое. Главное же - это подчеркивание вины грешника Гуана и неотвратимости возмездия, настигшего его в роковой встрече с Каменным гостем. Вина и возмездие - вот та трагическая коллизия, что связывает жизненный и духовный опыт Пушкина и Гуана. Признания Пушкина в «преступной юности» созвучны словам Гуана, обращенным к Донне Анне: На совести усталой много зла,
Если Пушкин тему личной вины раскрывает с возможной сдержанностью, а в «Каменном госте» даже зашифровывает, то у Ахматовой сходная тема раскрывается с удивляющей настойчивостью, словно безжалостная казнь, на которую поэтесса обрекла саму себя. Я гибель накликала милым,
Таково начало стихотворения 1910 г. А в «Поэме без героя», созданной на закате творческого пути, Ахматова в образе Путаницы-Психеи, Коломбины 10-х годов, у порога которой застрелился влюбленный в нее юноша, увидит своего двойника. Главное В Поэме, по мнению В.Я.Виленкина, «тема совести... тема собственной неискупленной вины и подсудности». (6) От терзаний безжалостной памяти хоть и хотелось бы уйти, не удается. Не исключено, что непосредственным толчком к работе над статьей «Каменный гость» Пушкина» послужило злополучное Постановление 1946 года о журналах «Звезда» и «Ленинград». Н.Н.Скатов в комментариях к поэме пишет (7): «Каменного гостя» Ахматова писала, очутившись в условиях жестокой социальной и общественной изоляции, последовавшей после уничтожающей критики ее творчества в докладе А.А.Жданова 14 августа 1946 года, будучи уже исключенной из членов Союза советских писателей со всеми вытекающими из этого последствиями. В статье Ахматовой сквозь внешне спокойный академизм прорывается желание защитить свое гражданское достоинство в условиях глобального тоталитаризма... Сдержанность и спокойствие почти неестественные объяснялись тем, что случившееся Ахматова воспринимала, как роковую судьбу» (2,14, 348). Хочется подчеркнуть, что дело тут не только в постыдно-абсурдном «Постановлении», которое позже было отменено, а давнем и мучительном осознании собственной вины и понимании неизбежности «ударов свирепой судьбы» (К.И.Чуковский). Столь же важно подчеркнуть следующее. В «Поэме без героя», произведении, над которым Ахматова работала четверть века, начиная с 1940 г. и до конца жизненного пути, мотив вины осознается не только в конкретном аспекте личной жизни, отразившемся в образе ее лирической героини, не во всем совпадающем с автором, но более широко и масштабно. В.Я.Виленкин справедливо замечает, что дело тут не только в когда-то пережитой трагедии, а в осознании «своей личной причастности к неправедному и обреченному на гибель бытию... к общей какой-то вине и едва ли не исторической... Тема совести и неотвратимой нравственной подсудности поэта - одна из кардинальнейших, сквозных тем всего творчества Ахматовой». (8) Лирика ее содержит эпизоды, рассказывающие о гибели «сероглазых» Ромео вследствие краха надежд на близость с владычицей их сердец. Многие дотошные исследователи истощили силы в поисках реальных фактов, лиц, событий жизни автора, вызывая у нее естественную неприязнь к подобному любопытству. И на самом деле, можно только удивляться упорству тех исследователей, что утверждают полное тождество поэта и его лирического героя, отвергающих право художника на обобщение, вымысел. Поэт создает тип личности, созвучный эпохе, сливая с ним собственные переживания и сознание, формирующие не только комплекс вины, но и преодоление негативного духовного опыта путем приобщения к достойным нравственным началам. И можно утверждать, что именно Пушкин всем своим творчеством подсказы-вал спасительные пути движения духовной жизни к высочайшим началам бытия. Эти спасительные пути Ахматовой были достойно пройдены. В заметке «Коротко о себе», написанной за год до смерти, Ахматова заявляет, что главное в ее стихах – связь со временем, с жизнью народа. «Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны» (2,118). Приверженность Анны Ахматовой к мотиву вины, понимание неотвратимости нравственного суда - не прихоть, а неизбывное духовное состояние, рожденное той культурой личностного бытия, в атмосфере которой жил и творил Пушкин. И речь тут идет не столько о катастрофических изломах личной судьбы, сколько об ощущении причастности ко всему, что связано с историей родины, народа, чей путь озарен багровым светом трагедии. Эта, хотя и мучительно трудная, но высокая нравственная позиция Анны Ахматовой придает ее творчеству величие и крепость, не боящихся разрушительных сил времени. Примечания: (1) - К.И.Чуковский. Сочинения в двух томах. Т.2. - М.: Правда, 1990. - С.500, 502.
Другие статьи о литературе: Прозревший времени даль (о Ф. М. Достоевском) Талантов творческая связь (А.П.Чехов и Н.С.Лесков) Деспот и его жертва в образной системе А.П.Чехова «Талант - человеческий» (о творчестве В.М.Гаршина)
|
www.moritс.narod2.ru © Юрий Мориц. Авторский сайт. Все права защищены.
|